24.12.2009

Использовать по назначению. (или как приятно у нас быть дизайнером)

Модный показ как развлечение прочно закрепился в списке культурно-массовых мероприятий всевозможных заведений. На корпоративе он втиснут где-то между фуршетом и выступлением заказной певички; в районном ДК – между бальными танцами и ча-ча-ча; в ночном клубе по мере заполнения публикой, но, как правило, не позже часа-двух ночи… после показа обязательно включат хаус пожестче и выпустят стриптизерш.
Мода, показы, дизайнеры, манекенщицы – всё это для обывателя жутко интересно, так же как НЛО, прилетевшие из “прекрасного далёка”, из сияющего мира шоу-бизнеса. Однако, если деятели эстрады имеют четкий райдер, стирптизеры и go-go получают гонорар, то дизайнеры, по мнению большинства организаторов, должны работать бесплатно. Даже мне, человеку живущему в моде не первый год, лицо которого “уже узнают в метро” (согласитесь, великое достижение))))), до сих пор предлагают провести показ в ночном клубе “за пиар”. Да поймите же вы, скользкие промоутеры! Показ в клубе для уважающего себя дизайнера – вещь постыдная, потому что разгоряченные зрители, не видят разницы между стриптизершами и моделями, их мало интересует дизайн и прекрасное, но короткая юбка и грудь, выпадающая из корсета, способны произвести ошеломляющий эффект, посильнее восторга от последнего показа viktor&rolf (полюбопытствуйте на досуге http://www.youtube.com/watch?v=4tSHmzzeUUo ). Бесправие дизайнеров как раз в том и заключается, что, приравнивая их работу к песням, пляскам и стриптизу, платить за труд никто не собирается.
Дизайнерский стыд можно купить. Не секрет, я соглашаюсь иногда на клубные показы, однако выставляю за них приличный счет и отношение заказчиков меняется: “за пиар” исчезают сразу, тот же, кто платит, становится гораздо более внимательным к организации шоу, поскольку за свои деньги желает получить качественный продукт, а не домашнюю самодеятельность. Советую всем дизайнерам: объединяйтесь и выставляйте счет!!! Ценность вашего труда и уважение к профессии повысятся на порядок.
К сожалению, на личном опыте могу констатировать, отношение к дизайнерам таково не только в России. В этом году мне предложили бесплатно провести показ в Германии на мероприятии, называемом то ли “мосты моды”, то ли “мосты дизайна”. Красивая история гласила, что на берегу моря, на яхте соберётся праздная публика и, возлегая на шезлонгах с бокалом вина в руке, будет наслаждаться показами дизайнеров, приехавших из всех стран балтийского региона. С гордостью отмечалось, что ни представителей магазинов, ни журналистов на мероприятии не будет, а главной пользой для дизайнеров станет… общение друг с другом. Оплачивался лишь перелет, питание и проживание для одного человека – самого дизайнера. Как я понял, “плачу за всё” торжественно объявила государственная казна. В итоге, когда я решил провести поездку с пользой и попросил приглашающую сторону оплатить один лишний день пребывания в Берлине (там в это время как раз проходила грандиозная выставка моды “Bread&butter”), организаторы в гневе отказали мне в приглашении на “чудесное” мероприятие. Мои доводы о том, что за показ, совершенно бесполезный для моей карьеры, являющийся частью развлекательного шоу, надо платить, показались неубедительными. Вы можете представить себе ситуацию, чтобы, к примеру, Диме Билану предложили: “Ну ты прилетай к нам в город, проведи концерт, а мы тебе купим билет на самолет и покормим в кафе”?!?!
Самыми бесправными в этой ситуации остаются начинающие дизайнеры- студенты. На днях побывал на “замечательном” мероприятии в московском придворовом кинотеатре “Салют”. Словно угодил в провал во времени: советский ДК, “хозяйка” заведения, статная дама далеко за сорок, увешанная как новогодняя елка десятком золотых цепей, браслетов и колец; “подарок” публике от спонсоров: несколько подносов в фойе с нарезанными яблоками, бананами и мандаринами – словно декорации к фильму “богатство и нищета”, посвященному началу девяностых. Мероприятие, уверен, вписанное в графики, отчеты и платежные ведомости, называлось конкурс молодых дизайнеров. Из участников надо было выбрать тех, кому “очень важные люди”, собравшиеся в небольшом зале, доверят создавать костюмы в новых кино и теле проектах. Между парой десятков мам, друзей и болельшиков кинобоссов явно не наблюдалось… Я понял, что время потеряно и вечер истрачен впустую, ибо ни детский теарт моды, ни “современные” танцы, ни коллекции большинства молодых дизайнеров не могли побороть нарастающего чувства безысходной тоски. В финале вечера, когда каждый член жюри должен был сказать “как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”, я не выдержал и… спросил у организаторов: для чего проводится сие мероприятие?! Дальше начался цирк, в котором до сих пор мне участвовать не приходилось: “хозяйка” пыталась вырвать у меня микрофон, била по рукам и угрожала “вышвырнуть на улицу”, ведущий в джинсах с вышитым крестом старался заглушить мой микрофон, а хозяйская свита старательно захлопывала и освистывала мою речь. Жаль, никто не снимал инцидент на видео. В итоге я заставил-таки одного “продюсера”, чудом оказавшегося в жюри, пообещать взять в кино одного из участников конкурса. Смотрите “продюсер”, гореть вам в аду, если обещание не исполните! Единственным светлым пятном того вечера стала коллекция талантливого Кирилла Минцева.
Третий пример бессовестного использования дизайнеров самый коварный: много наобещать. Больше года назад неделя моды, с которой мы сотрудничаем уже несколько лет, предложила поучаствовать в конкурсе, объявленном компанией МТС: надо было придумать аксессуары к новому i-phone. За победу обещали 1000000 рублей. Кто же не хочет заработать миллион? Разумеется, дизайнеры согласились и никто не стал проверять положение конкурса, предлагающее призы гораздо более скромные. В итоге, по истечении нескольких месяцев, объявили трех победителей, одним из которых оказался ваш покорный слуга. За победу мне полагалось… немногим больше двадцати тысяч… Кстати, даже эти деньги организатор конкурса компания МТС до сих пор мне не выплатила. Что в итоге? Неделя моды “отработала” спонсорский бюджет, МТС за счет дизайнерских имен получил свое паблисити, а мы остались ни с чем.
Не могу не вспомнить о другом конкурсе, объявленном одним из крупнейших отечественных авиаперевозчиков, одно имя которого всуе упоминать страшно. Весь цвет российской моды собрали в конференц-зале. Глава показал нам ролик авиакомпании Virgin примерно двадцатилетней давности, где белокурые богини с модельными параметрами в сексуальных алых костюмах изображали стюардесс. Нам было объявлено: “Хотим такое же! Чем мы хуже!” Глава рассказал нам об удивительных тканях, которые желает использовать: чтобы шерсть была натуральной, чтобы материя дышала, а случайно пролитое вино, майонезные змейки и горки детской неожиданности скатывались по униформе, не оставляя следа. О том, что производство тканей занимает один-два месяца, а не три дня, что цена метра материала, описанного главой, выше бюджета, заложенного на жакет или юбку, никто слушать не стал. Глава послал дизайнеров на… замов, администраторов, координаторов проекта и… удалился. Затем нам предложили подписать бумагу. Хорошо, что мы, умудренные печальным опытом, показали её знакомому юристу. Текст гласил, конкурс – это вовсе не конкурс и даже не тендер. Ведь по закону РФ участник конкурса вправе потребовать компенсации за понесенные расходы. Дизайнерам же предлагалось за свой счет придумать комплект одежды для бортпроводников, разработать модели, отшить образцы и… подарить свой труд, по-видимому, очень бедной национальной авиакомпании.
Весело и чертовски увлекательно быть дизайнером в России!

Читайте первыми мои статьи на http://style.rbc.ru/columnist/

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Макс,ты пишешъ о том,что все

знают,НО никто не говорит вслух!

То,что компания Аерофлот так низко

пала,это одно.

Другое,что дизайнеры сами дают себя

обманывыатъ!

Анонимный комментирует...

Мне довелось участвовать в самом первом МКММ в этом Салюте. И реакция моя на увиденное была такой же. Место проведения и организаторы выглядели хуже чем какой нибудь ДК в Магнитогорске. И было ощущение, что это я не в Москву приехала из провинции, а наоборот!!

Только на моем участнии НИ ОДНОГО члена жюри более или менее относящегося к fashion индустрии не было вообще.

_

_