28.01.2010

РОССИЙСКАЯ МОДА: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. Часть вторая. Модная журналистика.

Общемировой тенденцией, которая затронула и Россию, стало расширение информационного поля и одновременно падение профессионализма в моде. Обо всем по порядку.
Если прежде о показах и модной одежде писали лишь в профессиональных журналах, а свежие репортажи показывали мельком в новостях или на “Fashion tv”, то теперь каждый второй дамский блог посвящен обсуждению коллекций, показов и, непременно, новых сапожек, которые счастливая поклоница моды купила в ZAR’e, а в блог выложила фотографию удивительно похожей пары от Givenchy, раз в 50 дороже. Как правило, девушка уверена, что бренд Givenchy перерисовал модель, ведь заровская “моя прелесть” уже на ногах, а прославленный Дом только пару месяцев назад показал модель на подиуме. В российской блогосфере фанатичные модоманки и модоманы позволяют себе писать с такой бескомпромиссной уверенностью, будто являются по меньшей мере редакторами моды издания с мировым именем. И на многих это действует!!! А уж как у нас любят разбрасываться эффектными клише вроде “гений”, “надежда русской моды”, “серый кардинал от моды”. Так мнимые авторитеты несут в массы ложную информацию и засоряют доверчивый мозг.
Недавно в обзоре миланской мужской недели моды на одном из сайтов нахожу: “Считается, что Неделя Высокой Моды в Милане представляет самые продаваемые коллекции”. На мой вопрос, понимает ли автор, о чем пишет, девушка безапеляционно отвечает: ”То есть вы, например, не согласны с Русским Vogue?” Хохотал до кишечных колик! Пришлось просвятить автора статьи: российский “Vogue” - женский журнал и о мужском моде не пишет, соответствено - ссылка на него, мягко говоря, не оправдана; мужской недели Высокой моды не существует ни в Милане, ни в любом другом городе; на Неделе Высокой моды представляются коллекции haute couture, которые полуручным способом за сумасшедшие деньги шьют всего несколько домов мод в мире и в магазине эти платья не купишь, а можно лишь заказать в ателье при Доме индивидуально. Так что о “самых продаваемых” – тоже не в тему. В двух предложениях три фактических ошибки.
То, что модой интересуются многие - замечательно! Выкладывайте картинки понравившихся нарядов и фотографии любимых моделей, певиц и актрис, пишите комменты “хочу” и “нра”, только не изображайте из себя профессиональных знатоков моды! А если очень хочется сказать свое веское слово – говорите его посредством визуальных образов. Когда не хватает фактических знаний о моде, полагайтесь на врожденное чувство стиля (если оно есть) и составляйте коллажи или ассоциативые ряды. Отличный выход! Некоторые попытки, например на сайте “Look at me”, вполне успешны.
Что же касается профессионалов… людей, которые реально могут анализировать и адекватно излагать, можно сосчитать по пальцам. И, к сожалению, число их не увеличивается. Что тому виной? Сложно сказать. Человек, пишущий о моде, должен, как минимум, обладать искусствоведческим образованием и знаниями об истории моды. А с другой стороны, кому нужны аналитики моды, если в стране до сих пор большиство населения кроме двух имён никого не знает?!
Не поддаваясь пессимизму, отмечу, что в интернете появилось немало интересных, заслуживающих уважения, проектов. Это и первые электронные журналы о моде вроде “LAM”, “12/24”; и колонка Юлии Выдолб в “Афише”, и некоторые авторские блоги. Многие глянцевые издания обзавелись интернет версиями (Vogue, GQ, Elle, Bazaar и другие), вполне самостоятельными проектами, с рубриками, темами, которые не может себе позволить родительский формат.
Теперь о российском печатном глянце, бурное развитие и упадок которого мы наблюдали в прошедшем десятилетии.
Появилось бесконечное количество журналов-аналогов западных изданий. Перечислять не стану, чтобы не обидеть тех, о ком забуду. Закономерность: чем пафоснее было открытие, чем больший бюджет выделяли на запуск проекта, тем быстрее журнал сдувался. Самый яркий пример: “Sitizen K”. Обидно, что не выдерживали и стоящие проекты, например, “Jalouse”. Об аудитории привлекаемых читателей никто не думал, важнее в эпоху нефтяного изобилия было застолбить имя погромче. Однако, потребители выбирали совсем иное. Реального успеха достигли журналы, обращенные к рядовым покупательницам. В каждом крупном издательстве появился подобный проект: “Mini”, “Glamour”, “Cosmo shoping”. На их разворотах красовались вовсе не съемки Стивена Мейзела с фантастическими нарядами от Dior, а платья, шорты, блузки от Mexx, Benetton и прочих с указанием цены и списком адресов магазинов на последних страницах. Самым забавным вариантом “снижения” подиумной моды до обычных людей стала игра, предложенная, кажется, в “Glamour”, “хочу/могу” с фотографиями похожих вещей и их ценами: с пятью нулями и без пары оных. Второй секрет успеха таких изданий: карманный формат. Журнал легко помещается в дамскую сумочку.
Другим локомотивом модной прессы стали издания о звездах: “Ok”, “Hello!”, “Tattler”, “StarHit”, электронный “Spletnik.ru” На их страницах мода пышно шествовала по красной дорожке на высоченных шпильках. Российские дизайнеры подсуетились: звезды всё чаще выбирают отечественные наряды, а их создатели получают возможность “засветить” собственное имя. Однако, если в Америке удачный образ может в одночасье сделать дизайнера знаменитым и гарантировать бурный рост бизнеса, то у нас успех заканчивается… пиаром.
“Большому” глянцу, чтобы выжить в такой ситуации, пришлось перейти в премиум сегмент. В нашей стране это означает не повышение качества работы журналистов и фотографов, не улучшение печати или авторский креатив, но напускание пафоса и повышение розничной цены.
К сожалению, в богатой России за это десятилетие не появилось ни одного art-fashion проекта, проще говоря, журнала странного размера с большими и красивыми картинками в разворот, напоминающего, скорее, альбомы по искусству, нежели модную периодику. Я имею в виду формат “V”, “WAD”, “Hercules” и тд.
Единственным примером оригинального российского издания о моде (lifestyle журналы вроде “Афиши”, “Собаки” не в счет) можно назвать “Fashion collection”. Журнал этот за неимением конкурентов легко плодится и размножается на необъятных просторах Родины: уж в нескольких городах-миллионниках есть своя версия.
Главную претензию, которую стоит предъявить российскому глянцу последнего десятилетия, сформулирую так: ни одно издание не стало ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ в области моды. Выделю четыре основные причины.
Главная: ДЕНЬГИ. Это неизбежность. Обвинять журналы в продажности глупо, люди зарабатывают. Не вижу ничего в этом постыдного. Те же, кто не может отличить заказные материалы от авторских, пусть так и пребывает в благостном прекраснодушии. Журналы пишут, повинуюясь зову коммерческого отдела. Лишь небольшое пространство, остающееся от “поддержки” рекламных разворотов, теоретически можно было бы посвятить российской моде. Что изредка и происходит.
Типичная: КЛАНОВОСТЬ. Под видом какого-то “удивительно уникального формата” почти каждое издание определило круг дизайнеров, о которых можно писать. Любимчиков главреды продвигают любыми доступными способами. Остальных просто не существует! Говорят, в российском “Vogue” есть даже “золотой” список, в который нельзя попасть ни за какие подарки, а лишь исключительно магической силой пафоса. В результате ни у одного журнала нет авторитета честного, прогрессивного издания, признаваемого всеми игроками отрасли. Свою местечковую позицию и вкусовщину редакторы прикрывают громкими именами, купленными по лицензии в Европе и Америке. Это заимствованные авториеты, но не приобретенные.
Архетипическая: ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ. К сожалению, это не вина журналистов. Это паранойя русской культуры в целом: стесняться себя, своих корней, своего варварского славяно-татарского прошлого, заискивать перед европейской “утонченностью”. Российский дизайнер имеет шанс быть в глянце, если его коллекция “попадет” в западные тренды. Это давление на мозг лишает дизайнеров последних шансов делать что-то авторское. Между тем, потихоньку стали появляться черты русского образа в моде. Он далек от западного представления о “русском стиле”. Это не меха, не Доктор Живаго и не хохлома, а, скорее, тоска о тоталитарном прошлом и будущем, мечта о “сильной руке”. Но анализировать это некому. Отечественный глянец, проморгав очередную русскую сенсацию, напишет о ней ПОСЛЕ западных журналистов.
Печальная: ПРЕРЫВАНИЕ ТРИДИЦИИ. История тоже, к сожалению, вполне русская: как только первое поколение “от сохи” научится вместо плуга работать на тракторе, его тут же как классового врага уничтожают, а на освободившееся место приходят новые “сохатые”. Репрессий, конечно, сейчас никто не устраивает, однако, на вскидку не могу назвать ни одного пишущего редактора моды, кто работал бы в одном издании хотя бы десять лет. Тех, кто наблюдал за рождением отечественной моды в конце 90х, кто видел её развитие в начале 2000х, кто сможет нащупать “корневую” особенность русской моды. Исключение, разумеется, составляют сторожилы-главреды, которые о русских писать всё равно не станут: разве после интервью с Карлом Лагерфельдом и Александром Маккуином положение позволяет?!?! Недавно увидел обрывок документального фильма о работе в американском Vogue и был поражен: ведущим специалистам журнала, кажется, всем… как раньше писали “за 35+5+5”. Как вы полагаете, кто инереснее напишет о традициях в образах Стефано Пилати? Тот, кто видел живьем показы Ив Сен Лорана в восьмидесятые или выскочка-студентка, которая накачает фоток из инета, и вообще, история для неё – это “винтаж”, “рвака” и мамин пыльный чемодан? В большинстве российского глянца стилистами, редакторами и журналистами работают люди околостуденческого возраста, не имеющие ни искусствоведческого образования, ни знаний по истории костюма и моды, зато амбициями и пафосом способные надуть не один дирижабль. Добавим сюда “блатных”: внучек писателей, дочерей олигархов, жен кинорежиссеров и тд – вот современные “профессионалы” от моды.
Не подумайте, что я ретроград. В моде, как в любой другой сфере деятельности “люди всякие нужны”. И те, кто взламывает представление о реальности, молодые бунтари и провокаторы. Должны быть и те, кто, придя из иных сфер, сможет обогатить новыми знаниями. Но обязательно должны быть и другие: кто сохраняет “родовую” информацию, опытные и мудрые наставники. Если их нет, история и культура исчезают, а люди превращаются в “Иванов непомнящих”, которые полагают, что всё в моде придумала Zara.
По всем этим причинам претендентов на звание культового журнала, изменившего наши представления, пока нет. Российская мода, это относится не только к журналам, родилась недавно. Потому первой заветной мечтой стало желание “сделать как там”, а не выдумывать что-то свое. Логика вполне оправдана, вот только за внешней атрибутикой успеха с годами всё явнее просматривается пустота внутренняя. Не секрет, в редакции каждого издания лежат стопки журналов-конкурентов и периодики других стран. Все читают друг-друга, вдохновляются, учатся, используют… Дабы в душе читателей окочательно не поселилась древренусская тоска, закончу так: надеюсь, со временем в редакциях Парижа, Лондона, Токио и Нью-Йорка каждый месяц с нетерпением будут ждать русских изданий.
P.S. Дизайнерам отверженным, работающим для людей, а не ради глянцевого пафоса, рекомендую активнее сотрудничать с интернетом и тв. Эти ресурсы гораздо эффективнее.

по традиции: первыми вы можете прочитать мои статьи на rbc.ru

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Согласна полностью.
Интересно было бы узнать мнение об этом феномене-явлении-13 летняя Тави-http://tavi-thenewgirlintown.blogspot.com/ , которой почему-то многие восхищаются как "модным экспертом". Это вот результат того о чем в статье писалось-докатились, что называется?
Теперь можно вообще плюнуть на образование как таковое? Эта тенденция если не пугает, то настораживает.

Анонимный комментирует...

Как всегда всё не так просто,как кажется...

Мы страна молодая,если считатъ от СССР,следственно и дизайнеры у нас молодые.

Будем житъ и будем взрослетъ,научимся любитъ себя и уважатъ других,сделаем так,чтобы и секс,и успех у нас не заканчивался толъко пиаром:-)

Ведъ у нас уже многие знают не толъко двух именнитых российских дизайнеров,а ещё и тройку молодых,но перспективных талантов,а ещё и многих иностранных...

Так давайте вместе будем надуватъ дирижаблъ стремления,трудолюбия,творчества,
который приведёт нас к российской МОДЕ.

Ksenia комментирует...

В России никогда не работало и не будет работать ни одно fashion правило! У нас совершенно другая почва и развиваемся мы по другим законам. Что такое российская мода вообще? Где центр этой моды и покажите мне хоть одного дизйнера, который бы не стремился в столицу, и работал для людей. Журналы? мы читаем их лишь для того, чтобы на мгновенье прикоснуться к моде. То что модно в Москве, будет модно в Сибири через год, почему никто не делает упор на нашу специфику?уникальность? А зря. Вы бывали в сибирской глубинке, где каждая вторая девочка!знает имена изветных и малоизвестных дизайнеров и шьет! срисовывая с F-TV? Я да, более того я жила и там в Москве, и хочу подчеркнуть, что Вы, дорогие российские дизайнеры, обращаете свой взор не туда.

Анонимный комментирует...

Полностью согласна со всей статьей. Прежде чем говорить о русской моде, впрочем, как и о "русскости" чего бы то ни было вообще в нашей стране, надо сперва осознать ее в себе, поменять сознание людей, десятилетиями привыкших ориентироваться на "заграничное". А чтобы такое чудо произошло, нужно время и немного смелости. Давайте начнем с себя, например, хотя бы для начала попробуем называть свои марки на нашем родном языке, великом и могучем!

_

_