16.11.2009

К вопросу о плагиате

Недавно PR-сотрудник дизайнера Александра Терехова в своем блоге попыталась обвинить меня в плагиате. Речь идет о “ленточном” платье из коллекции Terexov и моем “платье счастья”, финальном наряде последнего шоу “Душа”. С первого взгляда кажется и впрямь, платья одинаковые. Разберемся!




1. Для начала намного яда: про грязь и про деньги. Всё как мы любим))) Видимо, у Терехова с PR в последнее время проблемы, раз его сотрудник пытается привлечь внимание к дизайнеру благодаря имени MAX CHERNITSOV. И разумеется, только здесь появился повод вставить таки главную пику в мое сердце и похвастаться тем, что ткань у Терехова стоит 1500 Евро за метр. Цена, конечно, потрясает. Остается лишь “порадоваться” за терпеливость тереховских спонсоров и пожелать им долгого и безоблачного финансового благополучия. Россия, как всегда, по части понтов впереди планеты всей. В то время как на гробу haute couture уже гвозди заржаветь успели, некоторых дизайнеров из “стран третьего мира” до сих пор разводят на деньги как последних лохов. Господа спонсоры! Если ткань правда столько стоит, отдайте лучше в следующий раз эти деньги начинающим талантливым дизайнерам. За 1500 евро они целую коллекцию сделают! Пора бы уже инвестировать в отечественные головы, а не в разработки итальянских, французских и американских бюро. Заканчивая разговор о деньгах: безусловно, надо обладать крепкими нервами, если в ЦУМе выставляешь свои наряды по цене, близкой Yves Saint Laurent. Однако, для сохранения понтов, советую, не пишите даже в личном блоге про распродажи по бросовым ценам.
2. Теперь о главном: о вдохновении и плагиате. Считаю ниже своего достоинства оправдываться перед кем бы то ни было и канючить: “Нет, я сам придумал!”. Каждый сезон перед дизайнером выкладывают тысячи образцов ткани. Он выбирает цвет, фактуру, плотность и всевозможные спецэффекты. Ткань, найденая Тереховым, действительно интересная разработка, привезенная, скорее всего, с французской выставки Premiere Vision и созданная, видимо, в лаборатории одной из итальянских фабрик. Насколько оправданно она появилась в коллекции? Как раскрыла образ, создаваемый дизайнером? Украсила ли показ? – вопросы к дизайнеру Терехову. Домысливать за него не стану. В отсутствии сколь бы то ни было образованных и адекватных модных критиков в России, думаю, вопросы так и повиснут в воздухе. А на ответы дизайнеров, которые, как правило, двух слов связать не могут, надеяться не приходится.
Напишу о своем замысле, ведь в моде вещь истинную от случайно выхваченной отличает именно её созвучность с идей коллекции.
Моя коллекция называлась “Душа” и была посвящена буддийской и шаманской культурам Тибета, российской Сибири и Алтая. “Предметами силы”, вдохновившими меня стали шаманское “дерево счастья”, то самое, обвязанное множеством пестрых лент, обрывками платков, браслетов, косынок и культовое буддийское изображение мандала. Когда я думал: как можно трансформировать “дерево счастья” в предмет одежды, сразу представил себе платье: яркое, пестрое, живое. Тут же пришла идея с лентами: они будут колыхаться при движении модели как ветки от легкого ветерка.




Именно атласные ленты появились неслучайно. Разрабатывая экзотическую этническую тему мне, одновременно, хотелось сделать её очень русской: атласные ленты издревна девушки вплетали в волосы, украшали ими костюм. Пестрые ленты символизировали приход лета, пору цветения и благости. Мне хотелось сделать образ ярким, богатым, искрящимся, но не перегруженным одновременно. Увидеть его глазами ребенка. Вслед за платьем родилось короткое болеро, которое мы назвали “жар-птица”. В плечи нам пришлось вставить несколько огромных мужских подплечников, чтобы добиться нужной формы. Сзади хвостом заструился поток длинных лент, достающих до пола. Затем появилась короткая пышная юбка с завышенной линией талии и поясом из тесьмы с этническим рисунком, напоминающим буддийский, которую, к моему удивлению, производит подмосковная фабрика. Из той же тесьмы мы создали линию серег, браслетов и кулонов, использовали в декорировании клатчей и даже вплетали в волосы.




Как верно замелила pr-сотрудница Терехова, ткань из лент мы создавали сами. Только в расстановке акцентов она явно ошиблась: силами лаборатории MAX CHERNITSOV нам удалось создать уникальную авторскую ткань. Я лично подбирал цветовые комбинации лент, использовал тесьму разной ширины от 3 мм до 1 см и разной длинны, так что в результате получилась пышная сочная фактура, напоминающая мех яка. По сути, используя фантазию, немного денег и труд увлеченных делом людей, мы вручную создали ткань haute couture.
Помните, мир изменился! И мода, живущая только здесь и сейчас, отражает все, что происходит в нашей жизни. К моему великому удовольствию потребители моды стали иначе относиться к ней. Сколько можно покупать одинаковых пар джинсов? Маек? Милых женственных платьев? От дизайнера сегодня ждут не просто хорошо сделанных вещей (это даже не обсуждается). “Просто одежда” уже не интересна. От него ждут авторской философии, эстетики, сказки... В глобальном смысле происходит очередная встряска, переоценка ценностей. Ведь во многом наша жизнь стала пустой: офисные ритуалы, планирование семейного бюджета, статусные игрушки и тд, - все лишь форма с отсутствием содержания…
Сегодня я приоткрыл дверь в свою творческую лабораторию и, благодаря неумелому обвинению, рассказал, как из содержания, вдохновившего меня, родилась форма “платья счастья”.
В заключении пару слов обвинителю об “украденной” идее: миллион уже подобных платьев было: от мини платьев из бахромы в стиле фильма “Кабаре” до знаменитой соломенной коллекции Чапурина. Если работаете в доме известного дизайнера, то советую хоть изредка открывать книги по истории моды. Иначе рискуете вновь попасть впросак…

3 комментария:

gabilo комментирует...

Максим, ну что вы в самом деле? Девушка увидела платье на картинке точь-в-точь как на другой картинке. И я так увидел, и еще многие. Какая разница чем вы вдохновлялись, если речь о том, что вещи одинаково выглядят? И сколько можно уже безапелляционно писать, что новые времена, что надо так и сяк развиваться, что заржавел последний гвоздь в гробу от кутюр. Уже все кому не лень проехались по вашим коллекциям - написали, показали, сравнили, пересчитали, взвесили, печать поставили, разобрали по полочкам и в шкаф поставили. Такого резонанса в блогосфере отродясь не было - вы самый обсуждаемый дизайнер сезона, это точно!

Max Chernitsov комментирует...

люди, живущие вне культуры, вне контекста истории придумывают такие темы. такие же "иваны непомнящие" ведутся на них. мне хотелось бы, чтобы людей иного сорта было больше.

gabilo комментирует...

Ага, у вас прям как по Шекспиру:
"Как может взгляд чужих, порочных глаз
Судить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я! Но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья!"

_

_